Выбор будущей профессии всегда является волнительным и ответственным шагом для любого подрастающего поколения, поскольку, как правило, отсутствует ясное понимание того, как на самом деле работают люди в реальных организациях, по каким законам функционирует большой организационный механизм, как устроены каналы коммуникационных связей, помимо знания тех востребованных профессиональных компетенций, которые необходимы для выполнения конкретных трудовых функций. Для многих это представляется как «шаг вслепую» и чтобы создать островок уверенности, они начинают следовать «общему тренду», что в последующем оборачивается разочарованием в выбранной профессии, поскольку на самом деле психологическая предрасположенность и задатки личности были совершенно иные и требовали совершенно другой стратегии их реализации.
С 2021 года я являюсь педагогом-навигатором проекта «Билет в будущее». Проект «Билет в будущее» открывает новые горизонты и возможности для формирования осознанного профессионального самоопределения. Он помогает учащимся разобраться в себе и понять о наличии предрасположенности к определенной профессии.
Следует отметить, что проект «Билет в будущее» — это не просто инициатива, направленная на профориентацию школьников. Это целая экосистема, способствующая формированию нового взгляда на карьерные перспективы, как для учащихся, так и для педагогов, и, в конечном итоге, для всей страны.
С первых дней реализации проекта стало очевидно, что он открывает перед учащимися двери в мир профессиональных возможностей. Экскурсии на предприятия, мастер-классы и встречи с профессионалами — это не просто теоретические занятия, а практический опыт, который помогает школьникам понять, какие профессии существуют, и какие навыки им необходимо развивать для достижения успеха. В ходе практико-ориентированного мероприятия «Профессиональные пробы «Слесарь» и «Строитель» ребята, погружаясь в атмосферу производства, начали задавать вопросы, интересоваться тонкостями работы и, что самое главное, мечтать о будущем, связанном с выбранной ими сферой.
В проекте «Билет в будущее» гимназисты получают рекомендации, на основе пройденных диагностик, и могут построить индивидуальную образовательную траекторию профориентации.
В современном мире профессии очень быстро меняются, появляются новые. Для выбора профессии в меняющемся мире мало знать, какие профессии существуют, необходимо выбрать свою траекторию развития, важно понимать себя, свои сильные и слабые стороны, осознанно принимать решения.
Родители и законные представители могут в онлайн-режиме в личном кабинете посмотреть результаты тестирования своих детей, обсудить их.
«Билет в будущее» формирует у школьников не только понимание того, какие профессии существуют, но и развивает критическое мышление, креативность и умение работать в команде — навыки, которые будут востребованы в любой сфере.
Проект «Билет в будущее» также положительно сказывается на нашей гимназии. Мы активно сотрудничаем с местными предприятиями и организациями, что открывает новые возможности для наших гимназистов.
Так, в 2022 году учащиеся гимназии Комарова Алина и Кожевникова Анастасия вошли в состав группы от Курганской области из 9 человек для участия в профильной смене на базе ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орлёнок». Безусловно, это колоссальный опыт как в познании профессий, так и в познании себя.
В 2024 году около 70 гимназистов участвуют в проекте, увлеченно выполняя диагностики и знакомясь с профессиями для определения своего профессионального жизненного пути.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что проект «Билет в будущее» - это не просто программа, а настоящая платформа для изменений. Он влияет на профессиональную траекторию педагогов, расширяет горизонты учеников, укрепляет связи между школами и предприятиями, а также способствует развитию страны в целом. Благодаря проекту учащиеся имеют возможность быть хорошо информированными о разнообразии профессий и сделать осознанный выбор. Это, в свою очередь, формирует более компетентных и уверенных в себе граждане, которые будут способствовать развитию нашей страны.